Версия для слабовидящих

Доклад председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности В.М.Мельникова на заседании Правительства Новгородской области 22 января 2015 г. “О реализации на территории Новгородской области норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ: учет сделок с древесиной и их применение, контрольные этапы 2015 года, задачи, проблемы и их решение.”

22.01.2015 г.

г. Великий Новгород

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ

  

Уважаемый Сергей Герасимович!

Члены Правительства Новгородской области, приглашенные.

 

           В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ комитет лесного хозяйства и лесной промышленности осуществляет отдельные полномочия в сфере лесных отношений на землях лесного фонда Новгородской области.

         На 01 января 2015 года площадь лесного фонда составляет 3,9 млн. га., годовая расчетная лесосека установлена в объеме 7,2 млн. куб. м.

         Для заготовки древесины по 449 договорам передано в аренду 2,2 млн. га с расчетной лесосекой 4,5 млн. куб. м. За 2014 год заготовлено 3,3 млн.

куб. м. древесины, что составляет 46% от расчетной лесосеки.

         По эффективности исполнения переданных полномочий в сфере лесных отношений за 2014 год в Северо-западном федеральном округе, Новгородская область после Ленинградской, Вологодской и Республики Карелия занимает 4 место.  

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 415-ФЗ, который внес существенные изменения в лесные отношения.

         Впервые в законодательстве Российской Федерации применено понятие «древесина», охватывающее все виды круглых лесоматериалов как «товар», движение которого происходит через осуществление понятия «сделка».

         Действие 415-ФЗ направлено на исключение из делового оборота незаконно заготовленной древесины.

Закон сопровождается принятием:

16 Постановлений Правительства РФ;

3 приказов Минприроды России;

2 приказов Рослесхоза.

 

         Предпосылками для принятия и введения данного закона в действие стала устойчивая и сохраняющаяся на протяжении ряда лет динамика незаконных рубок, составляющая основу теневого оборота древесины:

         - в 2010 году - 1,3 млн. куб. м.,

         - в 2011 году - 1,2 млн. куб. м.,

         - в 2012 году - 1,1 млн. куб. м.,

         - в 2013 году - 1,1 млн. куб. м.,

         - по предварительным итогам 2014 года, контрольная цифра незаконных рубок снова находится в этих пределах.

         Существенную лепту в эту печальную статистику вносит и лесное хозяйство Северо-западного федерального округа.

         По данным Рослесхоза в 2012 году предприятиями РФ было произведено около 20 млн. куб. м. пиломатериалов, столько же по официальным данным в этом году экспортировано, т.е. объем пиломатериалов равный внутреннему потреблению по Российской Федерации, полностью выпал из официального оборота.

         Эти и другие цифры нашли отражение в докладе к заседанию президиума Государственного совета, проходившему под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина 11 апреля 2013 года в г. Улан-Удэ., посвященному вопросам повышения эффективности лесного комплекса Российской Федерации.

         По результатам рассмотрения на заседании президиума Государственного совета доклада рабочей группы, Президентом Российской Федерации В.В.Путиным Правительству Российской Федерации были даны поручения, в результате исполнения одного из которых и был принят 415-ФЗ закон.

         Сведения о незаконных рубках по Новгородской области в целом соответствуют общероссийским показателям.

         В области за 2014 год выявлено 227 случаев незаконных рубок древесины, объемом 25,1 тыс. куб. м., с ущербом в 89,2 млн. руб.

         Кроме того, следует учитывать, что рубки более чем по 400 договорам аренды выполнялись предприятиями малого бизнеса. По оперативным данным более 20% официально заготовленной древесины было выведено ими в теневой оборот, наиболее благоприятным для этого моментом является этап купли-продажи заготовленной древесины и ее транспортировки.

         С 2010 года в области действует закон № 882-ОЗ «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд». За это время только для домостроения было выделено более 400 тыс. куб. м. высококачественной хвойной древесины, в связи с чем, должны были появиться более 4 тыс. новых домов, в которые должен был заселиться каждый 40-й житель Новгородской области. В большинстве случаев эта древесина была продана и попала в деловой оборот промышленных предприятий через череду посредников.

         Всего за это время для нужд населения было выделено почти 2 млн. куб. м. древесины, из них почти 1,5 млн. куб. м. деловой. 

         С 1 февраля 2014 года 415-ФЗ запрещает отчуждение древесины, заготовленной для собственных нужд.        

         В целом же закон:

-  впервые регулируются отношения «за пределами» лесов;

-  закон применяется ко всей древесине, независимо от места рубки;

- вводится обязательный учет всей срубленной древесины;

- требуется наличие сопроводительного документа при перевозке древесины;

- закон обязывает подавать декларацию о сделках с древесиной;

- требует поштучной маркировки дуба, бука и ясеня при их перевозке;

- требует обеспечить подачу лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде;

- вводит административную ответственность за нарушение закона;

- вводит Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и  сделок с ней – ЕГАИС.

         Это федеральная информационная система, правообладателем информации которой является Российская Федерация, полномочия заказчика и оператора осуществляет Рослесхоз. Функционирование системы поддерживают операторы при департаментах лесного хозяйства Федеральных округов.

         Законом предусмотрено поэтапное вступление в действие его норм и ответственности.

         С 1 июля 2014 года норма о сопроводительном документе действовала в подготовительном режиме. С 1 января 2015 года она действует в обязательном режиме, и в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предполагает административную ответственность за ее нарушение.

         Вместе с тем отведенный для наработки практики подготовительный период не пошел на пользу многим организациям, подпадающим под действие данного федерального закона.

         Так по результатам выборочной проверки, проведенной по линии Рослесхоза в ЦФО в октябре 2014 года из 177 остановленных для проверки транспортных средств, только 13 имели правильно оформленные сопроводительные документы нового образца.

         В период Новогодних каникул в Новгородской области проведено 193 рейда: 66 совместно с полицией, проверено 39 транспортных средств,             1 транспортное средство, перевозящее незаконно заготовленную древесину в Мошенском районе задержано.

         Введенная законом новая статья 8.28.1 КОАП РФ предполагает достаточно жесткую административную ответственность за нарушение требования законодательства об учете древесины и сделок с ней. Административные штрафы на должностное лицо могут накладываться на сумму до 50 тыс. рублей, на юридическое лицо до 700 тыс. рублей, с конфискацией незаконно заготовленной древесины и перевозящего ее транспортного средства.

         С 1 июля 2015 года вступает в силу ст. 50.5. «Декларация о сделках с древесиной» Лесного кодекса РФ. Все юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, должны будут подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

         Более подробно с содержанием, толкованием и применением закона   № 415-ФЗ и его подзаконными актами можно ознакомиться на сайтах Рослесхоза и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.

         Учитывая важность норм 415-ФЗ для лесного хозяйства и лесной промышленности как для Российской Федерации в целом, так и Новгородской области в частности, нами в течение 2014 года были приняты необходимые меры для подготовки отраслевых предприятий и структурных подразделений комитета к введению в действие данного закона.

         Проведенная теоретическая информационно-разъяснительная и практическая работа, дают основания ожидать, что Новгородская область в целом готова к реализации закона.

         Вместе с тем, есть ряд трудностей:

1) В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года № 987, реализация 415-ФЗ должна финансироваться за счет субвенций, к сожалению этого не произошло и очередной «лесной закон» остался без финансового обеспечения.

2) Для ввода и обработки информации планировалось создание в участковых лесничествах Комитета 145 новых рабочих мест, что потребовало бы примерно 50 млн. рублей. В текущих экономических условиях это не возможно.

Принято решение создать рабочие места на уровне управления, на шаг выше – в лесничествах, путем совмещения с другими функциями и наделения состава ИТР дополнительными обязанностями. Эффективность такого решения будет определена со временем практическим путем.

3) ЕГАИС работает в тестовом режиме и пока ненадежно;

4) В 415-ФЗ большое количество противоречий и несоответствий, в частности:

- не определен породный учет древесины для собственных нужд граждан и не установлена административная ответственность физических лиц;

- не определено разграничение межведомственной ответственности.

Для эффективной реализации 415-ФЗ Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области предлагает создать межведомственную рабочую группу, о чем подготовлены и направлены информационные письма в УМВД по Новгородской области и Прокуратуру Новгородской области.

Главными задачами этой группы должны стать:

- определение перечня лиц, уполномоченных на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- выработка механизма взаимодействия и отработки на практике схемы работы и порядка обмена информацией при контроле перевозок круглых лесоматериалов;

- организация взаимодействия между диспетчерской службой  комитета и правоохранительными органами;

- определение порядка создания и регламента работы межведомственных оперативных групп;

- организация контроля транзитных перевозок древесины;

- разработка мер исключающих случаи привлечения к административной ответственности добросовестных лесозаготовителей.

 

415‑ФЗ – это шанс для перехода лесного хозяйства Российской Федерации на новый качественный уровень его состояния и инструмент обеспечения дальнейшего развития лесопромышленного комплекса.

 

           Спасибо за внимание!