Версия для слабовидящих

Прокуратура Новгородской области публикует памятку для граждан о том, как не стать жертвой дистанционных преступлений

На территории региона сохраняется устойчивая тенденция к увеличению числа преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Потенциал современных информационно-телекоммуникационных технологий позволяет использовать их в качестве орудий или средств совершения почти всех известных уголовному законодательству преступлений.

Однако самыми распространенными дистанционными преступлениями являются хищения.

В соответствии со статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Хищение денежных средств с банковской карты может также квалифицироваться по пункту «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, как кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.

Самые распространённые способы мошенничества – обмана по телефону:

  • звонок «якобы» сотрудника правоохранительного органа с сообщением  о возникшей проблеме у близкого родственника (ДТП,  необходимость срочной операции, возбуждение уголовного дела, арест и т.п.), которую можно решить за плату;
  • сообщение от неизвестного лица, представившегося сотрудником банка, о проблемах с банковской картой (несанкционированное списание, сомнение в действительности сделки, крупный размер списания и т.п.);
  • сообщение от неизвестного лица об ошибочном пополнении средств на телефонном счету (злоумышленник просит вернуть денежные средства, когда фактически на счет денежные средства не поступали);
  • просьба неизвестного, «якобы» попавшего в тяжелую жизненную ситуацию,  оказать немедленную финансовую помощь;
  • предложение оплатить выбранный на одном из сайтов сети «Интернет» товар безналичным способом;
  • навязывание  какой-либо услуги или товара (установка счетчиков расхода коммунальных ресурсов, оконных рам, дверей и т.п., продажа  биологически активных добавок, лекарств, медицинских приборов и т.п.),  в т.ч. с подписанием договора,  с последующим «якобы» исполнением обязательств или  взиманием платы, значительно превышающей существующие в городе цены;
  • оплата комиссии за «якобы» выигранный приз в лотерее, об участии в которой Вы не помните.

 

«Схемы», используемые злоумышленниками для хищения денежных средств граждан с банковских карт:

 

  • Мобильный банк: при установке приложений из интернета необходимо быть осторожными. Дело в том, что создатели программы специально заражают ее вирусом, который, проникая в смартфон, начинает работать на мошенников. Он заменяет окно мобильного банкинга поддельным, а владелец телефона вводит туда свои данные, ничего не подозревая. Вирус отправляет их мошенникам, которые затем незаконно получают доступ к карточному счету клиента. Для того, чтобы предотвратить такие махинации с банковскими картами устанавливайте только лицензионные приложения, а также антивирусные программы, а также периодически проверяйте количество денег на вашем счету.    
  • С помощью беспроводного терминала и бесконтактной технологии PayPass: злоумышленники снимают деньги у пассажиров с помощью беспроводного терминала через одежду и стенки сумок. Посредством бесконтактной технологии PayPass с карточки без PIN-кода можно снять до 1000 российских рублей. Чтобы снять деньги со счета, достаточно приложить устройство к карману или сумке, считыватели бесконтактных карт работают на расстоянии до двадцати сантиметров, достать их проблем не составляет.       
  • Смс-мошенничество: владельцу карты приходит смс-сообщение о том, что его карта заблокирована. Для ее разблокировки предлагается сделать обратный звонок оператору банка по указанному в смс номеру. При телефонном звонке мошенник представляется сотрудником банка и просит дать секретную информацию: номер банковской карты, кодовое слово и цифры пин-кода, якобы необходимых для разблокировки. При предоставлении этих данных мошенники могут воспользоваться денежными средствами, находящимися на банковском счете жертвы.

Как уберечь себя от мошенников:

  • игнорируйте требования звонящего;
  • не сообщайте персональные данные, в том числе обеспечивающие доступ к списанию денежных средств с банковской карты;
  • свяжитесь со службой поддержки банка. Как правило, номер телефона, с которого был звонок, банку не принадлежит;
  • позвоните своим близким и удостоверьтесь в правдивости информации о них;
  • получите информацию о своих дальнейших действиях от лиц, которым Вы доверяете;
  • если стали жертвой мошенников, обратитесь в полицию.